Рождественско-Богородицкая церковь села Бакланского

«Шадринский вестник» продолжает серию публикаций об утраченных храмах г. Шадринского уезда, в состав которого ранее входили населенные пункты некоторых соседствующих с Шадринским районов. Неоценимую помощь в подготовке материалов нам оказывает педагог, историк-краевед и экскурсовод Василий Перунов. Наш очередной материал – о Рождественско-Богородицкой церковь села Бакланского Каргапольского района (ранее населенный пункт входил в состав Шадринского уезда).
До 1724 года деревня, а затем село Бакланское находилось в ведении заказного правления митрополичьего села Воскресенского (современное село Кирово Мишкинского района). Несколько раньше, в 1713 г., в поселении была построена деревянная часовня во имя святителя Николая Мирликийского (Чудотворца), но в 1721 г. она по неизвестной причине сгорела.
Летом 1724 г. на месте сгоревшей часовни была построена и в этом же году освящена первая в Бакланке деревянная церковь во имя святого Великомученика Георгия. По рассказам жителей деревни, он явился им в образе воина на белом коне и объявил, что отныне будет ограждать их от набегов неверных степняков. Такие набеги на русские поселения в то время не были редкостью, и несли с собой огромные бедствия.
Со строительством церкви Бакланка получила статус села и новое название – Георгиевское.
В феврале 1725-го деревянная церковь сгорела, однако вскоре заложили новую (вновь деревянную). Со строительством и освящением новой церкви селу было возвращено прежнее название. Село стало именоваться Бакланским, а в просторечии – Бакланкой.
Через 70 лет и эта церковь изрядно обветшала, и в 1796-1798 гг. возвели новую, деревянная и освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Великомученика Георгия.
В 1815 году по указу Святейшего Синода о постройке каменных храмов во избежание огненного запаления в селе была заложена каменная, двухэтажная, шестипрестольная церковь, строительство которой продолжалось 11 лет. В 1826 году в теплом храме, на первом этаже, состоялось освящение престола во имя Великомученика Георгия, а в верхнем, холодном, престол освятили в 1835 году во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году старую деревянную церковь продали в село Погадайское Шадринского уезда, а иконостас верхнего храма – в село Сладчанское Курганского уезда.

В 1857 году к каменному храму начали пристраивать боковые приделы, которые окончательно были готовы лишь к 1860 году. Начались работы по благоустройству храма и его приделов. Первым установили новый иконостас в верхнем храме – Георгиевский, так как прежний полностью обветшал. На первом этаже иконостас установили в правом приделе во имя Митрофания Воронежского (18 октября 1864 года). Затем был установлен иконостас в левом приделе (26 октября 1865 года) во имя святого праведного Симеона Верхотурского и бессребреников, Чудотворцев Косьмы и Дамиана.
Несколько позднее были освящен южный придел верхнем храма (4 июля 1878 года) – во имя входа Господня в Иерусалим, а северный – во имя преподобного Сергия Радонежского (9 октября 1895 года). Именно с этого времени храм в селе Бакланском окончательно стал шестипрестольным, был увенчан куполом в русско-византийском стиле, с трехъярусной колокольней. Колокола, кстати, были отлиты в Шадринске, на колокололитейном заводе Шишкиных.
Следует также отметить, что вследствие частых пожаров старинных икон в церкви не сохранилось.
К приходу Рождественско-Богородицкого храма была приписана церковь в деревне Долгой (в настоящее время на ее месте находится школа). В деревне Бобылевой на средства прихожан построили деревянную часовню в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Освятили ее в 1888 году.
Всего к церкви было приписано три деревни – Барсукова, Одина и Бобылева.
Штат храма составляли два священника – выпускник Пермской духовной семинарии Иван Снегирев и выпускник Вятской миссионерской школы Емелиан Клековкин, диакон Владимир Беляев, псаломщики Симеон Владимиров и Сергей Филлипов.
До 1958 года в церкви действовала семилетняя школа, а после – зерносклад.
Петр Осинцев.
Фото предоставлено В. Перуновым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *