Георгиевская церковь села Белоярского

«Шадринский вестник» продолжает серию публикаций об утраченных храмах Шадринского уезда, в состав которого ранее входили населенные пункты некоторых соседствующих с Шадринским районов. Неоценимую помощь в подготовке материалов нам оказывает педагог, историк-краевед и экскурсовод Василий Перунов. Наш очередной материал – о Георгиевской церкви с. Белоярского Далматовского района (ранее населенный пункт входил в состав Шадринского уезда).
В 30-ти км к юго-западу от Шадринска, по старинному Челябинскому тракту, на берегу речки Барневки расположилось село Белоярское (в просторечии Белоярка первая, так как в уезде уже существовала Белоярская волость на р. Тече, ныне село Русская Теча Челябинской области) – бывшая деревня Вершинина Красномысской слободы. На рубеже XVII-XVIII вв. в Белоярке уже действовала деревянная часовня во имя святого Великомученика Георгия, однако потребность в храме была довольно велика. Первым священником белоярского прихода был сын уксянского крестьянина Ларион Обухов, получивший священнический сан в 1735 году. Дьячками в церкви служили Иван Ребрин вместе со своим сыном.
Его преемник Арефа Боголепов был убит в 1774 году восставшими во время Пугачевского бунта за то, что не согласился встретить с крестным ходом шайку бунтовщиков при входе в село. Вскоре скончалась и жена его, а малолетнего сына-сироту при переписи записали по фамилии Арефьев.
Когда был построен первый храм в Белоярке, точных данных нет, в связи с тем, что в 1763 деревянный храм, его архив и имущество уничтожил сильный пожар. На его месте построили новый деревянный храм, освятив его во имя святого Великомученика Георгия. Он просуществовал до середины 30-х годов XIX века.
В 1837 году в селе заложили каменный однопрестольный храм с сохранением имени прежнего святого. Первоначально Георгиевская церковь была весьма скромной, и больше походила на часовню, не отвечая потребностям местного населения и вмещая малое число прихожан. Население Белоярки и близлежащих деревень росло, и храм следовало расширять. Следует сказать, что прихожане сами ревностно стремились к этому и не скупились на затраты.
В то же время, им несказанно повезло и с духовным наставником, священником Алексеем Григорьевичем Плотниковым, служившим еще в деревянном церковном здании и страстно желавшим иметь в селе приличный храм. Отметим, что священнослужитель, не жалея сил и времени на приведение храма в надлежащий вид, бывая в Шадринске, Далматово и на Ивано-Крестовской ярмарке, собирал щедрые подаяния, достаточные для обустройства храма.
По ходатайству А. Плотникова в селе 1 октября 1861 года Пермской палатой государственных имуществ было открыто начальное училище. Первоначально оно размещалось в церковном доме, в нем обучалось 26 мальчиков и 14 девочек из близлежащих деревень. Позднее учебное заведение передали на содержание земства.
В 1854 году были заложены приделы к западу от существовавшего храма и колокольня. К 1860 году строительство церкви в целом завершили. Южный придел освятили во имя св. Пророка Божия Илии, после чего приступили к реконструкции главного храма, разобрав в нем своды, подняв стены выше, а на новых сводах устроив купол на восемь окон, который заканчивался малым куполом и фонарем на четыре окна.

В 1872 году был освящен главный храм и начато строительство северного придела, освященного в 1883 году во имя трех вселенских святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В северном приделе установили весьма интересный иконостас в русско-византийском стиле, украшенный золоченой резьбой.
Главный храм также был украшен настенной живописью, выполненной с особенным вкусом и мастерством росписи.
Церковную территорию окружала каменная ограда с коваными решетками, а с западной стороны имелось два флигеля, в которых размещалось земское училище.
Окончательно храм был закрыт в 1934 году, храмовое имущество уничтожено, частью разграблено, колокола сняты и отправлены на нужды индустриализации. К середине 1950-х годов церковь перестала существовать окончательно, сохранившись лишь на фотографиях.
Петр Осинцев.
Фото Б. Лундина, 1924 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *