Марина Едренкина: «Цирк был и остается хобби и любовью всей моей жизни»

«Это лучший учитель английского языка за все школьные годы!», «Так интересно нам еще никто о сопротивлении материалов не рассказывал!», «Она сделала все, чтобы мы влюбились в цирковое искусство!». Все эти слова – об одном очень разностороннем и талантливом человеке, руководителе циркового образцового коллектива «Чародеи», доценте кафедры профессионально-­технического образования и ответственном секретаре приемной комиссии ШГПУ Марине Едренкиной.

Как же удается совмещать столь разные сферы деятельности? Об этом и о многом другом мы побеседовали с Мариной Валерьевной.

Марина Едренкина

– С чего началось ваше увлечение цирком?

– Я начала заниматься в цирковом коллективе «Радуга» Дворца культуры ШААЗ под руководством Лидии Александровны Нелюбовой. Коллектив был большой, поэтому она назначала старших девочек инструкторами групп. То есть у каждого, кто достигал определенных успехов, была своя подшефная группа численностью от 10 до 15 человек. Поэтому с 12 лет, под чутким присмотром Лидии Александровны, я начала работать с детьми. Когда в Новом поселке открылся Дом культуры, мне предложили поработать там. Так началась моя карьера руководителя циркового коллектива. Работа, конечно, отличалась от той, которую приходилось выполнять раньше, но меня это не пугало.

– От руководителя, как правило, зависит не только концертная деятельность, но и атмосфера в творческом коллективе.

– Конфликтов у нас практически не бывает. Я девочек всегда настраиваю на то, что мы – одна семья. И в самое волнительное время конкурсов и выступлений мы стараемся держаться вместе, поддерживать друг друга.

– С какой возрастной группой вам интереснее работать?

– С малышами чуть посложнее, но они подкупают своей непосредственностью. Со старшими, конечно, интереснее. Обычно я еще даже сказать не успеваю, что мне от них надо, а они уже делают. Понимают меня с полуслова. Они на моих глазах растут и взрослеют. И я вам скажу, что моим воспитанникам проще преодолевать возрастные кризисы. У них нет времени для всяких глупостей. Когда ребенок не просто занят, а занимается именно тем, что ему действительно нравится – это здорово. Мы стараемся не вариться в собственном соку, участвуем в различных конкурсах, ездим в другие города. Дети знают, для чего работают, порой ставят перед собой довольно амбициозные цели. Но проблема в том, что они быстро вырастают. Только начинает что­-то получаться, как они уже покидают коллектив. Раньше уходили в 17­-18 лет, а сейчас уже в 14­-15 лет. Это связано с возросшей нагрузкой в школе, подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ.

– Самые большие успехи вашего коллектива?

– Мы участвовали во Всероссийском конкурсе цирковых представлений и театрализованных спектаклей, и заняли первое место по УрФО. Кроме того, мои дошколята стали первыми во Всероссийском конкурсе с программой «Детский сад и гимнастика». В нынешнем году мы побывали на цирковых фестивалях в Санкт-­Петербурге и Челябинске. В марте приняли участие во Всероссийском фестивале-­конкурсе циркового искусства «Звезды манежа» в Тюмени. В итоге мы стали дипломантами третьей степени и лауреатами третьей степени. Такие конкурсы дают большой толчок для развития самих детей. Это мощная подпитка и, своего рода, энергетический заряд.

В 2018 году мы подтвердили звание образцового коллектива, который мы получили в 2006 году. Поэтому вся работа направлена на это. Работаем над новыми номерами, делаем хорошую программу, которую покажем не только в Новом поселке, но и в городе.

– Ну, если с цирковым направлением все понятно, то как получилось, что такой творческий человек, как вы, преподает технические дисциплины в вузе?

– Я окончила два учебных заведения: КГУ по специальности «учитель французского и английского языка» и факультет технологии и предпринимательства в ШГПУ. С детства решила, что буду учителем. Всю дворовую ребятню обучала грамоте, а школьной доской служили все окрестные гаражи и заборы. Летом штудировала учебники и успевала пройти школьную программу как минимум по математике и русскому языку. А вот физику не очень любила, зато сейчас с удовольствием изучаю, читаю в университете курс по сопротивлению материалов и теоретической механике. Любовь к этой дисциплине из­-за точности, когда дважды два всегда равно четыре, а не как в педагогике – сколько людей, столько и мнений. Иностранный же язык хоть и считается филологической наукой, но для его изучения нужен математический склад ума. А это как раз про меня. Попробовала себя в роли учителя английского языка в школе № 8. Учительница тогда ушла на больничный, и вся ее нагрузка легла на мои плечи. Особенно сложно было готовиться к урокам пятиклашек, очень много карточек и другого наглядного материала приходилось рисовать и писать от руки. Принтеры и компьютеры тогда были редкостью. В итоге в школе я не осталась, выбрав для себя преподавательскую деятельность в высшем учебном заведении.

Ну, а цирк был и остается хобби и любовью всей моей жизни. Ведь самый лучший отдых – это смена видов деятельности. Не зря говорят, что у человека два полушария – одно отвечает за логику, другое за творчество. Поэтому, когда у меня одно полушарие устает работать, я прихожу в цирковой и занимаюсь творчеством.

– Как семья относится к вашей работе?

– Муж поддерживает тем, что понимает. А дочь с девяти месяцев со мной на тренировках, и даже в конкурсном номере в Челябинске принимала участие. Вот так она растет, взрослеет с нами на конкурсах, набирается опыта и самостоятельности.

Я заметила, чем меньше свободного времени, тем больше ты успеваешь. А когда у тебя одна работа, вторая, плюс концерты, то ты успеваешь переделать массу дел. Потом оглядываешься назад и думаешь, что ни одной жизни на это не хватит…

– Спасибо за беседу.

Анна Барашева. Фото из соцсети «ВКонтакте».