Крестовоздвиженская церковь села Песчанского Щучанского района

«Шадринский вестник» продолжает серию публикаций об утраченных храмах Шадринского уезда, в состав которого ранее входили населенные пункты некоторых соседствующих с Шадринским районов. Неоценимую помощь в подготовке материалов нам оказывает педагог, историк-краевед и экскурсовод Василий Перунов. Наш очередной материал – о Крестовоздвиженской церкви села Песчанского Щучанского района (ранее это поселение входило в состав Шадринского уезда).

На юго-западном берегу озера Песчаного, что в Щучанском районе, раскинулось старинное русское село Песчанское. Название ему дано по озеру, на берегу которого оно расположено. Основанное на рубеже XVII-XVIII вв., поселение часто упоминалось в документах Далматовского монастыря, в связи с нападениями кочевников. Так, в начале XVIII в., во время второго башкирского бунта село полностью было разграблено, а дома сожжены.

Тревожное время в Приисетье побуждало крестьян быть в постоянной готовности к обороне от кочевников. Время образования Песчанского прихода, как и основания первого храма в селе, неизвестно.

Архивная информация свидетельствует о том, что в 1817 г. в поселении был заложен каменный двухпрестольный храм во имя Воздвижения Креста Господня, в просторечии – Крестовоздвиженский, третий по счету. Первым сельским храмом стала деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, построенная, по краеведческим сведениям, еще в 1781 г.

Внешне здание выглядело величественно – двухэтажное, построенное в русско-византийском стиле. Верхний храм, где служили только в теплое время года, освятили во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; нижний, зимний (теплый) – во имя Рождества Христова.

Среди равнин, пашен и полей храм выглядел кораблем в безбрежном море хлебных полей, вызывая уважение к труду людей, создавших его. Внутри летнего и зимнего храмов профессиональные художники искусно расписали сюжеты из священного писания.

В приходе Крестовоздвиженской церкви села Песчанского числилось шесть деревень – Заозерная, Могильская, Утченская, Овчинникова и Чердынская и самая дальняя, расположенная в 12 верстах – Саломатова. Во всех шести поселениях имелись часовни.

Также в приходе действовала приписная церковь, расположенная на приходском кладбище, во имя Успения Божией Матери.

Каменная, одноэтажная, однопрестольная, она служила прихожанам незначительно: здесь проводили отпевания, соборования и другие церковные обряды.

Штат Крестовоздвиженского храма состоял из двух священников – выпускника Оренбургской духовной семинарии Гаврилова Михаила Феофановича, выпускника Костромской духовной семинарии Михайловских Николая Александровича; псаломщика – выпускника Камышловского духовного училища Белоусова Михаила Васильевича; и дьякона Попова Георгия Александровича. Для проживания причта в селе было построено четыре добротных дома, выделено 297 десятин земли. К слову, ежегодный братский доход церкви составлял 1185 рублей.

В 1838 г. в селе, в доме священника, открыли училище, которое позднее перевели в церковный дом. С 1874 г. учебное заведение получило статус земского, трехклассного; здесь получали образование 57 мальчиков и 15 девочек. Денежное содержание училища осуществлялось за счет средств Шадринского земства. Учитель и его помощник ежегодно получали 480 рублей, а на найм жилья (с отоплением) им выделялось 128 рублей в год.

Петр Осинцев.

На фото с сайта Соборы.ру: приписная церковь во имя Успения Божией Матери