Прокопьевская церковь села Бродокалмак

«Шадринский вестник» продолжает серию публикаций об утраченных храмах Шадринского уезда, в состав которого ранее входили населенные пункты некоторых соседствующих с Шадринским районов. Неоценимую помощь в подготовке материалов нам оказывает педагог, историк-краевед и экскурсовод Василий Перунов. Наш очередной материал – о церкви во имя Святого Праведного Прокопия села Бродокалмак Красноармейского района Челябинской области (ранее это поселение входило в состав Шадринского уезда), которую в просторечии называли Прокопьевской.

В 133 км к юго-западу от Шадринска, на берегу реки Течи раскинулось старинное село Бродокалмак. Изначально поселение было устроено в урочище Калмыцкий брод, именуемом так потому, что, по преданию, степняки-калмыки, преследуя башкир, по обыкновению именно в этом месте переходили Течу.

Русские, придя на это место, построили свои жилища, обнесли их деревянной стеной, рогатками и земляным валом для защиты от набегов степняков. В 1742 г., проезжая через село, академик Гмелин отмечал, что в нем насчитывается 80 дворов, в 15-ти из которых проживали казаки, осуществлявшие службу по охране поселения, а в остальных дворах – крестьяне.

Собственный приход в Бродокалмаке образовался в 1740-м, когда был заложен первый храм, освященный 22 июля 1745 г. Прихожане храма, в основном, были русскими, а несколько семей были обращены в православие из башкир.

Первая церковь в селе была однопрестольной, деревянной, освященной во имя Святого Праведного Прокопия; в просторечии ее называли Прокопьевской. За более чем восемь десятилетий своего существования она полностью обветшала.

2 июля 1821 г. заложили каменная, трехпрестольная церковь в честь того же святого, строительство которой завершилось лишь в 1836 году. В храме было два придела: южный – во имя Преподобного Сергия Радонежского и северный – в честь Богоявления Господня.

27 января 1851 г. в церковной колокольне случился пожар, после которого зимняя (главная) церковь была вдвое расширена, а колокольня – построена по новому плану.

В целом храм был вместительным, величественным внешне и изрядно украшенным внутри. Все три иконостаса были выполнены профессиональными мастерами, покрашены темно-бордовой краской и местами позолочены. Несмотря на более чем приличный возраст, в храме не имелось каких-либо старинных икон и церковных предметов. Служители строго следили за его убранством, заботились о сохранности икон и богослужебных предметов.

Прихожан в храме насчитывалось более 7000 человек, из них 148 раскольников, а к приходу относилось восемь деревень: Заманишенская, Осолодская, Карпинская, Тирикульская, Каткульская, Бухонинская, Девятовская и Ветродуйская. Имелось в приходе шесть часовен, из них две каменных – непосредственно в Бродокалмаке и Заманишенской, в остальных поселениях – деревянные.

Церкви было выделено 320 десятин усадебной и пахотной земли, имелось 4 церковных дома для причта. В храме служили первый священник, выпускник Пермской духовной семинарии Михаил Иванович Золотавин, второй священник, выпускник Тобольской духовной семинарии Михаил Вячеславович Бенедиктов, дьякон Василий Михайлович Малышев, псаломщики Василий Михайлович Брусянин и Иван Яковлевич Геликонов.

При храме с 1858 г. работала церковно-приходская школа, а после 1863-го учебное заведение стало государственным, еще через несколько лет школа приобрела статус земской. Первое время учебное заведение функционировало в подвале жилого дома, но с 20 июня 1876 г. по инициативе и на средства крестьянина Егорова школу перевели в просторный дом. Всего в учебном заведении обучалось 56 мальчиков и 3 девочки. Крестьяне относились к школе доброжелательно и осознавали необходимость образования.

Петр Осинцев.

Фото из свободных источников.