Христо-Рождественская церковь с. Погадайского

«Шадринский вестник» продолжает серию публикаций об утраченных храмах Шадринского уезда, в состав которого ранее входили населенные пункты некоторых соседствующих с Шадринским районов. Неоценимую помощь в подготовке материалов нам оказывает педагог, историк-краевед и экскурсовод Василий Перунов. Наш очередной материал – о Христо-Рождественской церкви села Погадайского Шадринского района.

Деревня Погадаева была одним из первых поселений, появившихся  на берегу р. Барневы неподалеку от Шадринской слободы. Согласно переписи 1678 г., в Погадаевой значилось несколько дворов, а по переписи 1710 г. их было уже 19. В основном, местное население состояло из крестьян (пашенных и оброчных).

7 апреля 1836 г., по инициативе единоверца, шадринского купца Зота Ивановича Черепанова, на его собственные средства в Погадайском была заложена деревянная церковь во имя Рождества Христова, а уже 5 октября того же года она была освящена.

С южной стороны в храме был устроен придел во имя святых бессребреников Косьмы и Дамиана, так прихожан из села и окрестных деревень насчитывалось более 1800 человек.

Русский краевед и просветитель А.Н. Зырянов в одном из своих трудов описывал крестьянские волнения в с. Погадайском.

«Толпа подошла 12 апреля к церкви после утрени и с азартом кричала:

– Подайте нам все дела, какие имеются в церкви!

Когда же дела были выложены на стол в церкви, подошел к ним с обломком оглобли крестьянин Замятин и сказал:

– Несите дела на улицу.

Тогда стол с бумагами вынесли на площадь, где крестьяне, пересмотрев их, опять кричали:

– Подайте нам те дела, в которых записаны мы под господина!

На ответ причта, что таких дел у них нет и ни от кого об этом не слышали, крестьяне более и более ожесточались. Священник и служитель, озадаченные свирепым азартом толпы, протиснулись в церковь, где, облачившись каждый в соответственные своему сану одежды, вышли опять на площадь с Евангелием и крестом при благовесте в один колокол, целуя Евангелие и крест Спасителя. Они уверяли народ, что дел никаких не было и нет. Ничего они не знают о барине. Но буян Замятин (по имени Иван) кричал церковникам:

– Спасает вас теперь только одежда, а после вам не то будет! Дьячку же Малыгину кишки все вымотаем!

Затем, нашумевшись досыта, крестьяне разошлись-таки по домам. На другой день после вечерни двое приезжих всадников пришли к церкви и вывели из нее священника Кондрата Кетова, с тем, чтобы больше не служить ему, треб не исправлять, а церковь запереть и запечатать.. Вечером, когда священник вышел из дома, двое остановили его, замахнулись на него плетью и, схватив его за руку, потащили к дому, матерно ругая его вместе с попадьей. Они намеревались его морозить и приковать к стене. Добрые советы прихожан Торопова и Ляхова, обращенные к бунтовщикам, спасли священника. 14 апреля те же крестьяне-бунтовщики, пришед снова в дом к священнику, обносили жену его бранью, требовали каких-то дел и опять хотели морозить его в речке Погадайке».

Деревянная церковь существовала до начала XX столетия, без каких-либо поправок и обветшала настолько, что грозила обрушением.

Тогда-то и решили прихожане начать строительство новой каменной церкви, пусть и не очень большой. За дело взялись не особенно споро, а пока суть да дело, началась Первая Мировая война, а несколько позднее еще и Гражданская. А после военного лихолетья наступили другие времена. Молодежь отправляли на стройки индустрии Урала, так что новая каменная церковь так и осталась долгостроем.

Более века назад в храме служили священник  Афиноген Николаевич Ездин и псаломщик Федор Степанович Сараев, оба получившие домашнее образование. Церкви было выделено 2 десятины усадебной земли, 75 десятин пахотной и сенокоса, а проживал причт в добротном жилом доме. К приходу были приписаны четыре деревни –  Пашкова, Шешенина, Лашкова и Бобыльская. А в последнюю из приходских деревень была перенесена деревянная часовня из Погадайки. 

Краснокирпичный храм сегодня служит укрытием для скота от летнего гнуса. А деревня Максимова, что на другом берегу речки Барневки, и вовсе исчезла, да и население Погадайки значительно уменьшилось.

Петр Осинцев.

При подготовке материала

использовано исследование З.Г. Малыгиной

для сайта Южно-Уральской Ассоциации генеалогов-любителей г. Челябинска.

Фото из свободных источников.