Монастырь Похвалы Божией Матери с. Боровского, часть 2

«Шадринский вестник» продолжает серию публикаций о храмах и монастырях современной Шадринской епархии. Неоценимую помощь в подготовке материалов нам оказывает педагог, историк-краевед и экскурсовод Василий Перунов. Наш очередной материал – о монастыре Похвалы Божией Матери села Боровского Катайского района Курганской области, или, как его еще называют, Боровском женском монастыре Похвалы Пресвятой Богородицы.

Так или иначе, но долгое время Свято-Никольский храм в Боровском был единственным действующим на обширной территории от Екатеринбурга до Шадринска. В село приезжали паломники из Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово, а также близлежащих деревень и сел.

Лишь в 1987 г. в Каменске-Уральском была заново открыта Покровская церковь. Она взяла часть потока верующих на себя, однако интерес к Боровскому не утихал еще долго и не остывает до сих пор. В праздничные дни с колокольни, откуда хорошо видна  железнодорожная насыпь, можно было наблюдать целые толпы людей, идущих с прибывшей электрички к храму. Первые прихожане уже входили в церковь, а «хвост» людской тянулся от самого полустанка на протяжении полутора километров.

Когда в 1989 г. приход возглавил новый настоятель, иерей Александр Никулин, встал вопрос о возрождении полноценной духовной жизни. Священник видел необходимость создания крепкой церковной общины. К тому времени уже произошло открытие многих общероссийских святынь и древних духовных оплотов православия: Дивеево, Валаама, Оптиной пустыни и других. Это вдохновило к подражанию и будущих устроителей Боровской обители.

С 1992 г. началось устройство церковной женской общины по образу большой семьи, «едиными устами и единым сердцем» славящей Господа. Главное же, что объединяло первых насельниц – спасение души через обретение молитвенного, монашеского устроения. Помогал им в этом духовный опыт и заветы старца-иеромонаха Павла (Чазова) (1924-1997 гг.), духовника о. Александра…

Инокиня монастыря Похвалы Пресвятой Богородицы матушка Антония относится к особенному чину святых, которых принято называть преподобномучениками. Еще в мирской жизни Антонина Александровна Середкина (прежнее имя матушки Антонии) была отмечена знаками некоего особого Божия промысла о ней. Будучи еще невоцерковленной, она уже обладала ценными душевными качествами: смирением, терпением, кротостью, доверчивостью.

Супружеская жизнь не сложилась, и ей пришлось одной воспитывать сына. Преодолевая житейские трудности, укрепляя в них терпение и веру, она шла навстречу Господу. В 40-летнем возрасте самостоятельно выучилась мастерски шить, приобрела портновскую специальность, и вновь устроилась на работу уже не куда-нибудь, а в ризничную Курганской епархии. Спустя некоторое время там оказался приехавший по делам отец Александр Никулин.

За множеством духовных чад, подошедших для благословения, он как-то разглядел неизвестную ему доселе Антонину, сам подозвал ее и благословил деревянным нательным крестиком, освященным у Гроба Господня. Местная блаженная объяснила удивленной такой милостью Антонине, что батюшка благословил ее на монашеский путь.

Вскоре Антонина впервые попала в Боровское. Здесь ей сразу понравилось в обители, и ее там полюбили, как очень трудолюбивую, доброжелательную, открытую, готовую всегда прийти на помощь.

Через полгода, вскоре после женитьбы сына, она приняла решение уйти в монастырь. Упала в ноги матери со словами: «Мама, благослови!», и не вставала, пока не получила материнского благословения (видимо, по молитвам дочери ее мать Мария также оказалась в Боровском монастыре и окончила дни свои как монахиня Матрона).

2 января 1999 г. (память прав. Иоанна Кронштадтского) Антонина была пострижена в иночество с именем Антония (в честь преп. Антония Великого). Неся послушание в швейной мастерской, она одновременно была келейницей схимонахини Марии, и с таким терпением и любовью ухаживала за старицей, что матушка Мария никого другого и видеть подле себя не хотела. Обычные после пострига иноческие искушения тяжко нападали на нее, но все, что ни посылал ей Господь, претерпела до конца и спаслась благодатью Христовою и помощью Матери Божией.

Петр Осинцев.

При подготовке материала использованы статьи с сайта «Азбука паломника».

Фото Ирины Третьяковой.