Спасская церковь села Русская Теча, часть 1

«Шадринский вестник» продолжает серию публикаций об утраченных храмах Шадринского уезда, в состав которого ранее входили населенные пункты некоторых соседствующих с Шадринским районов. Неоценимую помощь в подготовке материалов нам оказывает педагог, историк-краевед и экскурсовод Василий Перунов. Наш очередной материал – о Церкви Животворящего Креста Всемилостивого Спаса в селе Русская Теча Красноармейского района Челябинской области (ранее это поселение входило в состав Шадринского уезда), или, как ее просторечно называли, Спасской церкви.

Село Русская Теча, основанное в 1682 г., является старейшим русским поселением на территории Челябинской области. Располагается на берегу реки Течи, в 111-ти километрах от Шадринска. Поселение сменило несколько названий: первоначально – Белоярская Теченская слобода, после – Теченская слобода, затем – село Теченское. Оно возникло на старинном торговом пути из степи к таежникам, и по этой причине неоднократно подвергалось нападениям степняков, иногда в союзе с башкирами.

Поселение было «крепким орешком» – с укрепленным детинцем и крепостной стеной по периметру жилья. По данным первой Генеральной ревизии 1719 г., селение состояло из 36-ти дворов, в которых проживала 201 душа мужского пола. В историю России слобода вошла с конца 1734 г. как база снабжения продовольствием Оренбургской экспедиции. Последняя [экспедиция], действовавшая в 1734-1744 гг., строила опорную крепость на реке Урал (Яик) в связи с переходом в русское подданство Младшего киргиз-кайсацкого (казахского) жуза, обустраивала оборонительные линии, а также являлась центром культурных связей и торговли России с государствами Средней Азии. В 1737 г. на Южном Урале была образована Исетская провинция. До 1743 г. каждую зиму штаб-квартирой воеводы провинции становилась Теченская слобода, а летом воевода обычно находился в Челябинской или Миасской крепостях. Так небольшая Теченская слобода на короткое время превратилась в административный центр крупного региона.

Представляется интересной история Спасской церкви, некогда возвышавшейся над берегами Течи. Очевидно, что в старейшем селении в Челябинской области впервые в истории региона появился и православный храм. История церкви, а вернее церквей, с. Русской Течи малоизвестна и требует немалых усилий для ее реконструкции.

Известно, что первая теченская церковь называлась Введенской. В 1741 г. местный воевода подполковник Петр Бахметев сообщал в ответе на анкету историка и путешественника Г. Ф. Миллера: «В оной крепости церковь деревянного строения во имя Введения Богородицы».

Таким образом, можно утверждать, что первая деревянная церковь в Теченской слободе появилась до 1741 г., однако, вероятно, ее возведение относится к началу XVIII века. Действовал первый деревянный храм до середины 1860-х гг., когда в новой каменной церкви во имя Животворящего Креста Всемилостивого Спаса был освящен главный престол. Это же косвенно подтверждает тот факт, что в 1865-1866 гг. в документах выходит из употребления название Введенской церкви.

В 1815 г. прихожане с. Теченского (и ближайших деревень), которых по седьмой ревизии 1816 г. насчитывалось почти 1 тыс. человек (проживали в 112-ти дворах), приступили к постройке новой каменной церкви. Проект здания разработал архитектор Круглашев. Согласно клировым ведомостям Спасской церкви начала XX века, ее закладка произошла 15 мая 1815 г., а к 1835 г. завершились основные строительные работы, хотя понадобилось еще 30 лет, чтобы подготовить здание к освящению. Основные строительные работы выполнялись безвозмездно жителями прихода, они же являлись и жертвователями. К сожалению, имена их остаются для нас неизвестными. Однако благодаря отчетным документам о расходах Введенской церкви за 1821-1852 гг., мы знаем подрядчиков, выполнявших свои работы за определенное  вознаграждение. В 1821-1852 гг. прихожане строящейся Спасской церкви израсходовали более 33 тыс. руб.

К 1832 г. закончилось возведение стен и сводов храма, кирпич для которых изготавливал Григорий Емельянов (возможно, поставщиков кирпича было несколько). Непосредственно каменными работами занимались строители Савастьян Коновалов (за его работы в 1821-1822 гг. заплачено 3408 руб. 5 коп.), в 1823 г. – Василий Бовыкин (1446 руб. 6 коп.), в 1824-1825 гг. – Василий Пупырев (782 руб.), в 1826-1828 гг. – Михаил Уфимцев (279 руб. 35 коп.), в 1830-1832 гг. – Яков Кузнецов (2949 руб. 64 коп.).

Петр Осинцев.

При подготовке материала использована статья Н.А. Антипина «Церковь Животворящего Креста Всемилостивого Спаса в с. Русская Теча Красноармейского района», опубликованная в Календаре знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2010,  сост. И.Н. Пережогина и др.

Фото из свободных источников.