Спасская церковь села Русская Теча, часть 2

«Шадринский вестник» продолжает серию публикаций об утраченных храмах Шадринского уезда, в состав которого ранее входили населенные пункты некоторых соседствующих с Шадринским районов. Неоценимую помощь в подготовке материалов нам оказывает педагог, историк-краевед и экскурсовод Василий Перунов. Наш очередной материал – о Церкви Животворящего Креста Всемилостивого Спаса в селе Русская Теча Красноармейского района Челябинской области (ранее это поселение входило в состав Шадринского уезда), или, как ее просторечно называли, Спасской церкви.

Благодаря отчетным документам о расходах Введенской церкви за 1821-1852 гг., мы знаем подрядчиков, выполнявших свои работы за определенное вознаграждение. В 1821-1852 гг. прихожане строящейся Спасской церкви израсходовали более 33 тыс. руб.

Непосредственно каменными работами занимались строители Савастьян Коновалов (за его работы в 1821-1822 гг. заплачено 3408 руб. 5 коп.), в 1823 г. – Василий Бовыкин (1446 руб. 6 коп.), в 1824-1825 гг. – Василий Пупырев (782 руб.), в 1826-1828 гг. – Михаил Уфимцев (279 руб. 35 коп.), в 1830-1832 гг. – Яков Кузнецов (2949 руб. 64 коп.).

В 1833 г. московский цеховой мастер Стефан Данилович Голышев начал работы над иконостасом холодной церкви, которые в 1847-1852 гг. продолжали его братья, мастеровые Алексей и Савва. Кроме того, у С. Голышева в разные годы местный причт приобрел разнообразную утварь: лампадки, выносные подсвечники, паникадило, венцы, ковер, церковные книги и другие напрестольные вещи. Всего же Голышевым было заплачено за иконостас более 10-ти тысяч рублей, и за церковные вещи – почти 3 тысячи рублей. В 1833 г. подрядчик из села Кукарка Вятской губернии Яранского уезда удельный крестьянин Павел Егорович Баженов разобрал старую деревянную колокольню Введенской церкви, из бревен которой сложили два магазина, то есть склада для хранения хлеба. К этому времени уже подходило к завершению строительство колокольни будущей Спасской церкви.

В 1834 г. подрядчик деревянных работ Гордей Локотков настелил в храме деревянный пол, а также начал строительство на приходском кладбище деревянной часовни, достроенной в 1837 г. Одновременно продолжались и каменные работы. Ими занимались строитель Василий Черепанов, которому за работу прихожане заплатили 1463 руб. 10 коп., в 1834-1835 гг. «кирпишные подрядчики» крестьяне Багарякской волости Агей Теплых и Тимофей Русин (их работы обошлись приходу в 420 руб.). В 1834 г. екатеринбургский цеховой мастер Василий Данилович Тренкин построил церковное крыльцо, он же в 1835 г. соорудил в одном из приделов печь (131 руб.). В 1834 г. подрядчики – крестьянин Верхнетеченской слободы Андрей Субботин и челябинский мещанин Константин Шибаев занялись остеклением окон храма; стекло приобретались в Екатеринбурге в лавке купцов Харитоновых.

В 1835 г. екатеринбургский мещанин Василий Григорьевич Чернавский закончил кладку колокольни, что обошлось прихожанам в 6 тысяч рублей. Тогда же, после покупки у Прокопьевской церкви села Бродокалмак каната, екатеринбургский работник Федот Черепанов поднял на построенную колокольню колокола, изготовленные в 1823 г. мастеровым Сысертского завода Иваном Рыбчиковым (400 руб. 64 коп.). В том же году троицкий мещанин Василий Егоров установил в церкви деревянные двери.

После 1835 г. основные строительные работы завершились, но продолжилась отделка здания. В 1836 г. екатеринбургский работник Иван Швецов установил на куполе храма крест. В 1837 г. екатеринбургский мещанин кузнец Кирилл Григорьевич Крохалев выковал решетки для церковных крылец. В 1842-1847 гг. подрядчик Михаил Третьяков построил церковную ограду (1714 руб. 27  коп.). Для Спасской церкви прихожане заказали новые иконы. В 1837 г. иконописец из Сысертского завода Федор Соченов написал икону «Введения Божией Матери». 14 икон написал челябинский мещанин Яков Шибаев.

В 1925 г., когда здание Спасской церкви передавалось в пользование местной общине верующих, сотрудники сельского совета произвели опись имущества и оставили описание храма, что позволяет представить, как выглядела церковь. Спасская церковь имела каменное одноэтажное здание с двумя приделами (с юга и с севера). Длина здания – 17 саж. (36,27 м), ширина – 9 саж. 2 арш (10,62 м). Три свода церкви поддерживались четырьмя колоннами. Алтари располагались в южном и северном приделах, а также в холодном храме. В западной части здания с левой стороны от входа находилось помещение для ризницы и архива, справой стороны – помещения для сторожа и хранения различных вещей, где имелись полати.

Петр Осинцев.

При подготовке материала использована статья Н.А. Антипина «Церковь Животворящего Креста Всемилостивого Спаса в с. Русская Теча Красноармейского района», опубликованная в Календаре знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2010,  сост. И.Н. Пережогина и др.

Фото из свободных источников.