Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Как российские металлурги могут компенсировать убытки из-за санкций

Введенные в отношении России санкции вынуждают металлургов искать другие каналы сбыта. Речь идет, в первую очередь, о внутреннем рынке, спрос на котором сейчас ограничивают высокие цены на металлы. Кроме того, потеряв западный рынок, металлурги могут нарастить экспорт по другим направлениям, считают эксперты. Сейчас Россия обеспечивает 30% мирового экспорта стали, 7% — алюминия, а также занимает 11% на рынке никеля и 3,4% — на рынке меди. До санкций на страны Евросоюза, Великобританию и Швейцарию приходилась почти четверть российского экспорта черных и цветных металлов.

Переориентация экспорта является одним из вариантов быстрого решения проблем российской металлургии. Однако при этом бизнесу придется столкнуться с ростом издержек, заявил "Российской газете" заведующий кафедрой промышленного менеджмента НИТУ "МИСиС", доктор экономических наук Юрий Костюхин. По его словам, в качестве альтернативных рынков для российской металлопродукции могут стать, например, Китай, Вьетнам, Таиланд и Индонезия.

"Необходимо помнить, что в этом случае вырастут транспортные издержки. Кроме того, на азиатском рынке цены ниже, чем в Европе и США, поэтому, чтобы зайти на него, компаниям придется снижать стоимость продукции. Но сейчас металлурги оказались в тех условиях, когда выживание главнее, чем высокая маржинальность", — отметил Костюхин.

Стратегическим выходом из сложившейся ситуации могло бы стать увеличение объема внутреннего потребления металла в России. "Сделать это можно за счет внедрения массового госзаказа в строительство и развития собственного машиностроения. Но это длительный процесс, который займет не один год", — считает экономист.

Оценивая возможное сокращение производства продукции крупнейшими металлургическими компаниями, Костюхин заявил, что приемлемым показателем будет сохранение 80% от нынешнего объема. В случае падения показателя до 60% можно говорить уже о кризисе в отрасли, считает эксперт.

По мнению партнера практики налогов и права группы "Деловой профиль" Александра Силакова, наиболее сильно из-за санкций пострадает "Северсталь", которая почти треть выручки получала от европейских покупателей. Предприятия цветной металлургии потеряют 20% экспортной выручки.

Силаков также считает, что металлурги могут компенсировать часть потерь на внутреннем рынке. Традиционно цены на продукцию отталкивались от котировок на мировых биржах, которые сейчас находятся на исторических максимумах, что ограничивает спрос внутри страны. "Снизив отпускные цены для российских потребителей, металлурги будут способствовать росту производств в других секторах экономики. А это, в свою очередь, запустит эффект мультипликатора и вернется металлургам снижением инфляции и ростом прибыли", — полагает аналитик.

До санкций на страны Евросоюза, Великобританию и Швейцарию приходилась почти четверть российского экспорта металлов

Начальник отдела экспертов по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Альберт Короев напомнил, что санкции Запада касаются лишь крупных акционеров предприятий, а не самих компаний. "Решение вводить санкции против самих компаний пока вызывает опасения у западных стран ввиду резкого дефицита поставок, который после этого последует и приведет к ажиотажному росту цен. Но санкционная политика в целом приводит к тому, что международные участники этого рынка (банки, грузоотправители и потребители) избегают взаимодействия с металлами из России", — пояснил аналитик.

Короев полагает, что поддержкой для металлургии могло бы послужить снижение налогового бремени. "Но, учитывая нестабильность внешнеполитической ситуации и постоянно усиливающееся санкционное давление, исторически высокие цены на металлы, государство вряд ли будет двигаться в этом направлении в ближайшее время", — считает эксперт.

Старший аналитик "АТОН" Андрей Лобазов отмечает, что основным негативным последствием санкций для металлургов стали логистические проблемы, которые ставят под вопрос перспективы российского экспорта. "Обычные морские пути через Балтику оказались под сильными ограничениями, а перенаправление грузов на восточные порты по железной дороге затруднено длинным транспортным плечом и перегруженностью этого направления. Наиболее очевидным способом решения этой проблемы видится стимулирование внутреннего спроса через стройку", — пояснил эксперт.

Больше в Полезные статьиБольше записей в Полезные статьи »