iStockСамые популярные категории товаров, приобретаемых онлайн: жаропонижающие, анальгетики, антигистаминные средства и препараты для желудочно-кишечных заболеваний. А вот средства для дезинфекции, такие как санитайзеры и антисептики, а также товары индивидуальной защиты (маски и перчатки) ушли на второй план. По сравнению с прошлым годом их стали покупать значительно реже. Вместо этого существенный рост показали различные препараты для снятия стресса, витамины и общетонизирующие средства.
«С принятием в 2020 году закона, разрешающего торговлю безрецептурными лекарственными препаратами через интернет, мы наблюдаем постоянный рост онлайн-продаж в этой товарной категории: спрос на лекарства и товары для здоровья все больше смещается из офлайна в онлайн, так как потребители оценили удобство покупки необходимых препаратов», — отмечает CEO CloudPayments Татьяна Глазачева.
Покупать через интернет не только удобно, но еще и выгодно. Часто бывает так, что аптеки делают дополнительные скидки на товары, если их приобретать онлайн.
«Покупатели в интернете предпочитают получать максимальную выгоду и действующие на рынке фармацевтические организации эту выгоду предоставляют: клубы постоянных покупателей, бонусные программы, предоставление купонов на первую покупку, различные акции и многое другое — все это способствует повышению покупательской активности», — уверен доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Денис Жильцов.
С 1 марта 2023 года вступят в силу законодательные поправки, разрешающие продажу через интернет рецептурных лекарств. В качестве пилотного проекта новшество распространится сначала только на три региона: Москву, Белгородскую и Московскую области. Если практика окажется удачной, покупать и рецептурные препараты онлайн в перспективе можно будет по всей стране.
Эксперты отмечают, что такие законодательные изменения позволят еще больше увеличить оборот лекарств в интернете. Однако говорить о том, что офлайн-аптеки серьезно потеряют свою популярность, пока рано.
«Часть потребителей — в первую очередь, люди старшего возраста — попросту не умеют делать покупки онлайн, — отмечает доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московского университета им. С. Ю. Витте Кирилл Парфенов. — Некоторые из них не хотят отказываться от привычного общения с провизором в аптеке. С этой точки зрения интересна «промежуточная» форма взаимодействия с покупателями — заказ онлайн с последующим получением товаров в выбранной аптеке, причем привилегии могут сохраняться и дополняться, например, возможностью приобретения товаров без очереди. Кроме того, как бы мы не хвалились успехами и достижениями цифровизации, в стране еще есть населенные пункты, где интернета нет или почти нет. Самое обидное, что именно там-то покупки онлайн и были бы наиболее востребованы».