istockПо словам президента АвтоВАЗа Максима Соколова, в настоящее время идет резкая просадка спроса на автомобили, и его необходимо стимулировать.
«В данном случае речь не идет о какой-то финансовой поддержке непосредственно АвтоВАЗа или других компаний. Мы говорим о социальной поддержке тех слоев населения, которые могут купить автомобиль, но по понятным причинам откладывают приобретение товаров длительного спроса, — отметил он. — И здесь мы считаем необходимым расширить ту программу, которая действует сейчас, включив в перечень такие категории, как пенсионеры, военнослужащие, работники правоохранительных органов».
В июле Минпромторг РФ возобновил программу льготного автокредитования и лизинга. Их общий бюджет составляет 20,7 миллиарда рублей. По программе льготного автокредитования можно приобрести автомобиль отечественного производства со скидкой до 20 процентов (для Дальнего Востока — 25 процентов).
На таких условиях машину могут купить семьи, у которых есть хотя бы один несовершеннолетний ребенок, медики, учителя, а также водители, впервые приобретающие транспортное средство. Условия распространяются и на тех, кто сдает автомобиль старше шести лет в трейд-ин при условии, что владел им не менее года.
«Добавление новых категорий могло бы расширить список тех, кто сможет позволить себе покупку автомобиля, — рассказала «РГ» директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи. — Для тех, кто и так хочет купить российский автомобиль, скидка станет приятным бонусом, того, кто сомневался, это может подтолкнуть к покупке автомобиля, если человек имеет средства и возможность обслуживать кредит. Возможно, это не решит принципиально проблему рынка, но может добавить какое-то количество продаж».
Действующая программа определенно пользуется спросом у населения. Как сообщил вице-премьер — министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, на начало октября в рамках программы льготного автокредитования реализовано около 22 тысяч автомобилей.
Для двух с половиной месяцев работы программы цифра — не маленькая, учитывая текущие объемы продаж на российском рынке. В сентябре, например, как сообщило агентство «АВТОСТАТ», всего в России было продано 44,4 тысячи новых легковых автомобилей — на 60,4 процента меньше, чем за тот же месяц прошлого года. По оценкам минпромторга, до конца 2022 года по программе льготного автокредитования будет продано не менее 50 тысяч машин.
«В условиях упавшего рынка это серьезная поддержка. Причем поддержка и людей, которые решаются на покупку, и рынка, который как-то живет, и производителя, который работает и выпускает эти автомобили», — рассказал «РГ» автоэксперт Игорь Моржаретто.
Впрочем, по его словам, реальная скидка при покупке машины получается меньше заявленной, ведь автомобиль приобретается в кредит, что требует дополнительных расходов. «Для получения кредита нужно купить страховку КАСКО. Плюс могут быть еще какие-то условия со стороны банков и дилеров. Реальная скидка получается меньше 20 процентов, но все равно это хорошая программа», — отметил эксперт.
Льготное автокредитование распространяется на отечественные машины стоимостью до двух миллионов рублей. «АвтоВАЗ сейчас производит три модели Lada и все они попадают в льготную программу — это Granta и две модели Niva, — пояснил Игорь Моржаретто. — Также туда попадают УАЗы, некоторые модели ГАЗа, поскольку речь идет не только о легковых, но и о легких коммерческих автомобилях. И туда попадает Haval Jolion в минимальной комплектации».
Также по льготной программе можно будет купить электромобили марки Evolute, произведенные на заводе «Моторинвест» в Липецке. На них действует повышенная скидка 35 процентов от стоимости автомобиля, но не более 925 тысяч рублей.
Автопроизводители предлагают и другие варианты стимулирования спроса. Ранее Максим Соколов в ходе совещания о развитии автомобильной промышленности в Совете Федерации предложил разрешить использовать материнский капитал для покупки российского автомобиля. Такой шаг, по его мнению, будет способствовать увеличению материального обеспечения молодых семей, а также сбыту автомобилей.
Материнский капитал мог бы стимулировать спрос на автомобили, считает и Татьяна Арабаджи. «Одно дело, когда человеку дают скидку 20 процентов, а остальное нужно выплачивать самому. Другое дело, если можно будет покрыть значительную стоимость автомобиля маткапиталом. Думаю, что это может реально стимулировать спрос», — отметила эксперт.